Администрация
Щеголянского сельсовета
БЕЛОВСКОГО района Курской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая года №35
Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района Курской области
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 152 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», администрация Щеголянского сельсовета Беловского района Курской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Генеральную схему санитарной очистки территории муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района Курской области.
2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации Щеголянского сельсовета в сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава Щеголянского сельсовета
Беловского района И.В.Малахов
Утверждено
постановлением Администрации
Щеголянского сельсовета
от «22 » мая 2017 года №35
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА
санитарной очистки территории
муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района Курской области
1.ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЩЕГОЛЯНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ»
Очистка и уборка территорий населенных пунктов, городов и районов должна развиваться на основе прогнозируемых решений. Генеральная схема является программным документом, который определяет направление развития данной сферы деятельности на территории муниципального образования «Щеголянский сельсовет», дает объективную оценку и возможность принятия руководителями органов местного самоуправления и руководителями специализированных, в данной сфере предприятий всех форм собственности, правильных решений в сфере санитарной очистки и обращения с отходами на подведомственных территориях.
Санитарная очистка населенных пунктов – одно из важнейших санитарно-гигиенических мероприятий, способствующих охране здоровья населения и окружающей природной среды, включает в себя комплекс работ по сбору, удалению, обезвреживанию и переработке коммунальных отходов, а также уборке территорий населенных пунктов.
Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам санитарной очистки, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, целесообразность проектирования, строительства или реконструкции объектов системы санитарной очистки, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение основных средств.
Генеральная схема является одним из инструментов реализации Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Генеральная схема разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстроя России № 152 от 21.08.2003 г. и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест».
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной постановлением администрации Щеголянского сельсовета.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
По данной теме существуют следующие основные понятия и термины:
Бытовые отходы – отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Вторичные материальные ресурсы (вторсырье) – отходы потребления, которые используются вместо первичного сырья для производства продукции, выполнения работ или получения энергии.
Генеральная схема очистки территории муниципального образования – муниципальный нормативный правовой акт, определяющий и обеспечивающий организацию рациональной системы сбора, регулярного удаления, размещения, а также методов сбора, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки территорий населенных пунктов, целесообразность строительства, реконструкции или рекультивации объектов размещения или переработки отходов.
Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Использование отходов – применение отходов для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Коммунальные отходы – отходы от домовладений, включая ЖБО и КГО, отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, учреждениях здравоохранения, других муниципальных учреждениях и других объектах инфраструктуры.
Несанкционированные свалки отходов – территория для размещения промышленных и бытовых отходов, эксплуатируемая без согласования с исполнительной властью, эксплуатируемая с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора.
Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Отходы – остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Переработка отходов – деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Полигон захоронения отходов – комплекс природоохранных сооружений, предназначенных для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения ТБО, предотвращающий попадание вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных организмов.
Размещение отходов – хранение и захоронение отходов. Сбор отходов – любая операция, являющаяся подготовительной к транспортировке или размещению отходов.
Свалка – местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.
Свойства отходов – качественная определенность отходов рассматриваемого вида, соответствующая данному промежутку времени и проявляющаяся как способность этих отходов к известной смене состояний или пребыванию в известном состоянии за этот промежуток времени.
Сортировка отходов – разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.
Твердые и жидкие бытовые отходы – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, бытовая техника, товары и продукция, утратившие свои потребительские свойства, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Утилизация отходов – деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Генеральная схема очистки территории муниципального образования
|
Генеральная схема |
Твердые бытовые отходы
|
ТБО |
Крупногабаритные отходы
|
КГО |
Пескосоляная смесь |
ПСС |
Предельно допустимая концентрация
|
ПДК
|
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов муниципального образования «Щеголянский сельсовете» определяет мероприятия, объемы работ по всем видам очистки и уборки территорий населенных пунктов, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки в границах муниципального образования.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЩЕГОЛЯНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ»
2.1. Основные сведения о территории
Общая площадь территории муниципального образования составляет 4763 га, территория граничит на западе с Суджанским и Большесолдатским районами Курской области ,на севере с Большесолдатским районом Курской области, на востоке с Коммунаровским сельсоветам, юге с Беличанским сельсоветам, пересекает автодорогу Суджа -Обоянь.
Административный центр с. Щеголёк, расположен в 23 км от сл. Белая , до областного центра г.Курск –95 км.
В состав поселения входит 3 населенных пункта – с. Щеголек (административный центр муниципального образования), с. Знаменское, д. Хотеж-Колодезь.
На 01.01.2017 года численность населения сельского поселения составила 502 человека.
2.2. Природные условия и ресурсы
Климат
Климат Щеголянского сельсовета умеренно-континентальный, с умеренно холодной зимой, теплым летом, выраженными переходными временами года – весной и осенью.
Климат территории формируется под воздействием циклонов с запада (Атлантика) и севера (Арктика) и антициклонов с востока (Сибирь) и запада. Летом нередко вторгается тропический континентальный воздух из южных широт, принося жару и засуху. В редких случаях на погоду оказывают влияние северо-западные циклоны (Скандинавия) и еще реже южные и юго-западные (Черноморье), в холодное время года они приносят резкое потепление, обильные снегопады и метели.
По данным климатического районирования на территории Щеголянского сельсовета абсолютный максимум температуры составляет +39ºС, абсолютный минимум -37ºС. Самый холодный месяц – январь, самый теплый – июль. Первые заморозки наступают в середине сентября, последние – в конце мая. Образование гололеда возможно с октября по апрель.
Среднегодовое количество осадков 547 мм, максимальное в июле 72 мм. Среднее число дней с грозой 27, средняя продолжительность гроз за год 55 час.
Среднегодовая скорость ветра 3,6 м/с. В течение года преобладают северо-восточные, западные и юго-западные направления ветров.
Климатические условия в достаточной мере благоприятны для жизнедеятельности человека, трудовой деятельности, отдыха и туризма.
Негативные погодные явления. В теплый период нередки ливни с грозами. Ливни и талые воды способствуют развитию эрозионных процессов, особенно на открытых не залесенных пространствах. В результате чередования прохождения циклонов и антициклонов и наличия открытых пространств могут возникать сильные ветры (со скоростью более 15 м/с), бывают ураганы. В зимний период территория подвержена гололедно- изморозевым явлениям, возникновению метелей.
Водные ресурсы
Основу гидрографической сети Щеголянского сельсовета представляет ручей Белица.
Ручей протекающий по территории муниципального образования небольшой, не судоходен, используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения, орошения и любительского рыболовства. По преобладающим ионам вода характеризуется как гидрокарбонатно-кальциево-магниевая со средней общей минерализацией.
Рельеф
Характер рельефа – слабо расчлененная равнина. Общая картина определяется деятельностью временных водотоков. Минимальные отметки приурочены к поймам и надпойменным террасам ручьев. Возвышенности осложнены рядами небольших оврагов прослеживаемых на местности в виде неглубоких лощин с пологими берегами. Днища их сильно обводнены, а на отдельных участках заболочены. В периоды снеготаяния и обильных дождей эти лощины служат местом стока поверхностных вод. К наиболее неустойчивым природным комплексам относятся пойменные ландшафты и эрозионно-опасные приречные склоны.
На территории Щеголянского сельсовета распространены почвы: темно серая- лесная и выщелоченными черноземами. По механическому составу — средние и тяжелые суглинки.
Коренным типом растительности являются разнотравно-луговая растительность. Современная лесистость около 11%, Лесообразующими породами являются дуб , ясень, береза, осина, липа. Массовой заготовки древесины не ведется, так как ресурсы ограничены. В избыточно-увлажненных местах и по берегам рек и ручьев произрастает ольха, осина, ива, черемуха. Травянистый покров в лесах развит слабо, произрастают хвощи, папоротники, ландыш, осоки. Опушки леса и поляны заняты злаково-бобовым разнотравьем.
Небольшие лесные массивы около населенных пунктов выполняют водоохранную, санитарно-гигиеническую и оздоровительную функцию, а так же используются местным населением для рекреационных целей, сбора грибов и ягод.
2.3 Существующее состояние и развитие муниципального образования
На территории муниципального образования «Щеголянский сельсовет» расположено 3 населённых пункта, в которых зарегистрировано 502 человека.
На территории муниципального образования находятся:
Щеголянская ООШ
Щеголянский ФАП
Щеголянский СДК
Щеголянская библиотека
ИП Глава КФХ Губарев В.Н.
ИП Глава КФХ Кустов В.И.
ИП Глава КФХ Леонова Н.А.
ООО «Агросил»
4 торговых точки,
почтовое отделение в с. Щеголек
На территории Щеголянского сельсовета сельхозпроизводством занимается ООО и КФК. В растениеводстве преобладает выращивание сахарной свеклы, зерновых культур, подсолнечника. Сельскохозяйственным производством занимаются и личные подсобные хозяйства. За последние 2-3 года наблюдается резкое сокращение поголовья КРС, свиней, овец. В связи с этим увеличилась потребность населения в говядине и свинине. Спрос в мясе и молочной продукции удовлетворяют предприятия торговли.
В муниципальном образовании проживает 502 человека
Таблица 1
Численность жителей населенных пунктов
№
п.п.
|
Наименование населённого пункта |
Количество постоянно проживающих жителей |
Количество ЛПХ |
1 |
с. Щеголёк |
315 |
118 |
2 |
д. Хотеж-Колодезь |
117 |
52 |
3 |
с. Знаменское |
70 |
30 |
|
Итого: |
502 |
200 |
2.4 Оценка существующего состояния санитарной очистки
территории МО «Щеголянский сельсовет»
Организация работ по сбору, вывозу, захоронению и обезвреживанию ТБО.
Выделяются следующие этапы обращения с отходами:
- образование (жилые и административные здания, школы, магазины, ДК, и т.д.);
- сбор (транспортировка отходов к местам накопления отходов );
- использование (фактически, в поселении производится использование многих видов образующихся отходов, для собственных нужд, например, пищевые отходы для корма домашних животных; ботва, сухие листья и ветки для компостирования, отходы бумаги и древесины и т.д.);
Нормы накопления ТБО являются основным количественным параметром, дающим возможность правильно и перспективно рассчитать объем образования отходов от жилищного фонда и объектов инфраструктуры населенных пунктов.
Необходимыми мерами по улучшению санитарного состояния сельского поселения будут являться:
- разработка, утверждение и реализация генеральной схемы санитарной очистки поселения;
- ликвидация несанкционированных свалок;
Среднегодовые нормы накопления и образования твердых бытовых отходов, приведенные в Таблице 2, приняты согласно следующим документам:
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройки городских и сельских поселений»;
сборнику удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденному заместителем председателя государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды в 1999г.;
сборнику удельных показателей «предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемых для складирования в накопителях», утвержденному Минжилхозом РСФСР 30.05.8 г. № 85-191-1.
Таблица 2 .
Усредненные нормы накопления ТБО для жилищного фонда и объектов общественного назначения
№ п/п
|
Источник образования отходов
|
Среднегодовая норма образования и накопления |
Предлагаемые нормы образования и накопления |
кг |
куб.м. |
кг |
куб.м. |
1
|
Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым домам, с населением до 10 тыс.чел. |
250 |
0,18 на 1 жителя |
100 |
0,2 |
2 |
Учреждение (почтовое отделение, административные учреждения, библиотека, ДК) |
40 |
0.18 |
40 |
0,72 |
3 |
Щеголянская ООШ |
24 на 1 учащегося |
0,12 на 1 учащегося |
24 на 1 учащегося |
0,12 на 1 учащегося |
4 |
Продовольственные магазины |
250 на 1 м². площади |
0,46 на 1 кв. м. площади |
56*
|
0,20*
|
5 |
Фельдшерско-акушерский пункт |
120гр на 1 посещение |
0,7 на 1 посещение |
60** на 1 посещение |
0,20** на 1 посещение |
3. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЩЕГОЛЯНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ»
Анализ состояния систем утилизации ТБО показал, что сельсовет испытывает большие трудности по организации вывоза мусора. Это касается и жилых зон населенных пунктов, и других территорий. Следствием отсутствия внятной программы сбора и утилизации ТБО являются повсеместно существующие несанкционированные свалки.
Все полигоны ТБО расположены вне границ Щеголянского сельсовета.
Обеспечение чистоты и порядка на территории муниципального
образования «Щеголянский сельсовет»
Уборочные работы производятся в соответствии с требованиями Правил, инструкциями и технологическими рекомендациями, иными нормативными актами. Ответственность за производство уборки возлагается на руководителей предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности и физических лиц.
Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам необходимо обеспечить, в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», систематическую уборку (ручную, механизированную) территорий, находящихся в собственности, временном пользовании.
Юридические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования «Щеголянский сельсовет», вправе заключать договоры на вывоз ТБО со специализированными предприятиями, производящими вывоз, утилизацию и обезвреживание отходов.
Благоустройство, озеленение и санитарное содержание территории муниципального образования обеспечиваются силами и средствами юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории муниципального образования «Щеголянский сельсовет», в том числе и на территории индивидуальной застройки.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содержать в образцовом порядке павильоны, киоски, палатки и малые архитектурные формы, производить их ремонт и окраску, согласовывая колер окраски с администрацией муниципального образования.
На всех улицах, у торговых павильонов и киосков, входов в предприятия торговли и общественного питания, в других местах массового пребывания людей выставляются урны, оборудованные крышками или навесами для предотвращения разветривания мусора, за чистоту которых несут ответственность юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками этих урн. Количество урн устанавливается в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Урны приобретаются (изготавливаются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за свой счет. Запрещается установка в качестве урн приспособленной тары (коробки, ведра и тому подобное).
Территория МО закреплена за предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм и физическими лицами для регулярной или периодической уборки и контроля за соблюдением чистоты и порядка.
Система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов (хозяйственно – бытовых), в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких - из зданий, не оборудованных системой канализации; уличного мусора и других бытовых отходов.
Зимняя уборка улиц, тротуаров и дорог заключается в своевременном удалении свежевыпавшего, а также уплотненного снега и наледи.
Летняя уборка включает сбор мусора на дорогах и улицах, в местах общественного пользования, в местах массового скопления людей, на газонах, поливку газонов. Периодичность выполнения основных операций по уборке устанавливается администрацией муниципального образования в зависимости от значимости (категорий) улиц.
На всех улицах и остановках общественного транспорта, у магазинов и других местах общего пользования юридическими лицами и гражданами, в ведении которых находятся указанные территории (здания), должны быть выставлены урны в соответствии с санитарными нормами Санитарные правила и нормы СанПиН 42–128–4690–88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988г. N 4690–88), очистка урн должна производиться ежедневно по мере их наполнения.
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов организаций и предприятий
Юридические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории МО ««Щеголянский сельсовет»», обязаны организовывать и проводить мероприятия по сбору, вывозу и утилизации мусора и твердых бытовых отходов.
Территория предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов - часть территории, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре, переданная (закрепленная) целевым назначением за юридическим или физическим лицам на правах, предусмотренных законодательством. Прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам здания или сооружения, ограждению, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся на балансе, в собственности, владении, аренде у юридических или физических лиц, в т. ч. и у индивидуальных предпринимателей.
За отдельными предприятиями и организациями в ряде случаев могут быть закреплены для уборки и содержания территории, не находящиеся в непосредственной близости от этих предприятий и организаций, но имеющие связь с их производственной, хозяйственной или иной деятельностью.
Уборка и содержание объектов с обособленной территорией (клубы, ФАПы и т. д.) на расстоянии 10 метров по периметру ограждения, а также отдельно стоящих объектов (киоски, магазины и т. д.), независимо от формы собственности и прилегающей к ним территории на расстоянии 15 метров от крайней стены здания, сооружения по всему периметру, осуществляется силами граждан и организаций, в чьем ведении или владении находятся эти объекты.
Территории предприятий и организаций всех форм собственности, подъездные пути к ним, а также санитарно-защитные зоны предприятий убираются силами этих предприятий (организаций). Санитарно-защитные зоны предприятий определяются в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-ФЗ «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Территории строительных площадок и подъездные пути к ним должны содержаться в соответствии со СНиП 3.01.01–85 «Организация строительного производства», СП 12–136-2002. Уборка территории вокруг строительных площадок не менее чем в 10 метровой зоне по периметру (с учетом границ градостроительной обстановки) и подъездных путей осуществляется силами строительной организации, или застройщика (по их договору).
Для обеспечения сбора и вывоза твердых бытовых отходов организации, предприятия и индивидуальные предприниматели заключают с эксплуатирующими организациями договор на уборку прилегающих территорий (либо убирают прилегающую территорию самостоятельно), договор на складирование твердых бытовых отходов и договор на вывоз твердых отходов, который заключается со специализированной организацией.
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов населения, проживающего
в частных домовладениях
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы объектов индивидуального жилого сектора обязаны:
- содержать в чистоте свои участки, палисадники, придомовые территории на расстоянии 5 метров по всему периметру земельного участка, выезды на проезжую часть дороги;
- своевременно удалять отходы, содержимое выгребных ям, грязь и снег своими силами и средствами или силами эксплуатирующих организаций по уборке сельсовета на договорной основе;
- иметь документы, подтверждающие факт удаления отходов законным путем (договор, абонентскую книжку, квитанции об оплате разовых услуг по вывозу крупногабаритных отходов, очистке и вывозу содержимого выгребных ям, золы (для печного отопления);
- иметь оборудованную выгребную яму, не допускать сооружения выгребных ям на газонах, вблизи трасс питьевого водопровода, водоразборных колонок, объектов уличного благоустройства (цветников, скамеек, беседок);
- не допускать сжигания, захоронения в земле и выбрасывания на улицу (включая водоотводящие лотки, канавы, закрытые сети и колодцы хозфекальной канализации) отходов (в том числе упаковочных материалов, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, металлических банок, стекла, строительного мусора, рубероида, садово-огородной гнили), трупов животных, пищевых отбросов и фекальных нечистот;
- не допускать без согласования уполномоченных органов складирование стройматериалов, размещение транспортных средств, иной техники и оборудования в зеленой зоне, на улицах, в переулках и тупиках (в том числе перед домами, в промежутках между домами и иными постройками);
- после проведения месячника по благоустройству обеспечить в трехдневный срок вывоз за свой счет всего дворового мусора на свалку (полигон по захоронению твердых бытовых отходов);
- предъявлять для осмотра представителям администрации сельского поселения, органам санитарно-эпидемиологического, земельного и экологического контроля дворовые объекты санитарной очистки (выгребные ямы, индивидуальные контейнеры и помещения для сбора мусора, компостные ямы и кучи, лотки, сети ливневой и хозбытовой канализации, объекты локального отопления).
Эксплуатирующие организации по уборке и санитарной очистке обязаны:
- предоставлять в соответствии с договором по установленному графику услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на свалку и содержимого выгребных ям на очистные сооружения;
- регулярно не реже одного раза в год на договорных условиях производить очистку водоотводящих канав и лотков от грязи и мусора и вывоз осадка для обезвреживания на полигоны твердых бытовых отходов;
- вывозить по заявкам и за счет владельцев крупногабаритные отходы (включая ветви и стволы деревьев) к местам захоронения или утилизации по мере их накопления во дворах;
- осуществлять контроль за своевременной санитарной очисткой в частном жилом секторе и оплатой жильцами в установленные сроки услуг по санитарной очистке (вывозу отходов и др.);
- оказывать жильцам помощь в организации и проведении работ по санитарной очистке придомовых территорий и прилегающих участков проезжей части улиц (включая очистку и ремонт водоотводящих канав, лотков, сетей);
- оповещать жильцов о сроках проведения месячников по благоустройству, времени и порядке сбора и вывоза крупногабаритных отходов.
На территории сельсовета периодически образуются несанкционированные свалки, которые силами администрации сельсовета и руководителем хозяйства ликвидируются. Стихийные свалки отрицательно влияют на окружающую среду: они привлекают птиц, насекомых, а в жаркое время при определенных условиях некоторые отходы могут возгораться, загрязняя атмосферный воздух продуктами горения и создавая пожароопасную обстановку.
Мероприятия по развитию системы сбора и утилизации ТБО в поселении:
- проведение мероприятий по усовершенствованию санкционированных полигонов твердых бытовых отходов (оканавливание, укрепление грунтов, вывешивание аншлагов);
- обустройство мест для приема ТБО у населения, установка на территории населенных пунктов контейнеров для сбора мусора, организация мобильного вывоза мусора непосредственно от частных домов;
- установка контейнеров для сбора ТБО в местах массового отдыха граждан;
- организация обслуживания мест сбора ТБО;
- своевременный вывоз мусора с территории жилой застройки;
- регулярное проведение работ по удалению несанкционированных свалок;
- введение элементов финансового поощрения добровольных бригад, собирающих несанкционированно складированный мусор и транспортирующих его на полигон ТБО.
Учитывая то, что в настоящее время вывоз мусора становится нормальным прибыльным делом, необходимо содействовать выходу на этот рынок индивидуальных предпринимателей. За счет этого появится конкуренция и можно ожидать снижения стоимости утилизации отходов. В качестве стартовых площадок для индивидуальных предпринимателей могут быть объекты сбора, накопления и хранения ТБО на специально обустроенных площадках при населенных пунктах, а также организация вывоза ТБО на районный полигон для захоронения.
В таблице №3 приведен примерный перечень отходов, образование которых возможно на территории сельского поселения.
Таблица 3
№ п/п |
Компонент |
Процентное содержание, % |
1 |
Бумага, картон |
27,5 |
2 |
Дерево |
5,0 |
3 |
Текстиль |
5,5 |
4 |
Пластмасса |
45,5 |
5 |
Стекло |
2,5 |
6 |
Кости |
1,5 |
7 |
Кожа, резина |
1 |
8 |
Камни, штукатурка |
1 |
9 |
Прочее (смет с территорий общего пользования и отходы
от домашних животных)
|
3,5 |
10 |
Отсев (менее 15 мм) |
7 |
В соответствии со справочником основными составляющими ТБО являются бумага, пищевые отходы, полимерные материалы, стекло, отсев. Следует отметить, что в таблице представлены усредненные данные в целом по году.
Многолетними наблюдениями установлено, что с течением времени состав ТБО несколько меняется. Увеличивается содержание бумаги, полимерных материалов. После 1993-1995 годов резко возросло содержание пластмассовых упаковочных материалов, в том числе 0,5 – 2-х литровых бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТФ-бутылок)
Отходы 1-2 класса опасности
На территории сельского поселения могут быть образованы не только ТБО или отходы, являющиеся ВМР, но и отходы, хранение которых требует особых условий, например, отходы 1 класса опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы и приборы), которые следует передавать для обезвреживания.
Основные направления работы Администрации сельсовета
1.Совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей правовые и экономические условия деятельности и взаимоотношения участников процесса обращения с отходами на всех стадиях.
2.Определение приоритетов стратегии в развитии системы обращения с отходами, разработка и утверждение Концепции обращения с отходами.
3.Разработка и реализация инвестиционных проектов по обращению с отходами производства и потребления.
Обобщая вышеизложенное, необходимо сказать, что очистка территорий населенных пунктов является многоаспектной, а решение сложных задач не проводят в одно действие. Выстроить стройную систему, включающую все вопросы очистки территории МО «Щеголянский сельсовет»», обращения с отходами от сбора до переработки, требует определенных затрат для решения задач - экологических, экономических, технологических, законодательных, социальных, научных, информационных и этических.
Рекомендации для поэтапной организации системы селективного сбора ТБО на территории поселения
1. С целью сокращения объемов отходов, подлежащих депонированию на полигоне, а также с целью использования и переработки вторичного сырья в пригодную для использования продукцию, на предприятии необходимо предусмотреть мероприятия по раздельному сбору и вторичной переработке компонентов отходов, вывозимых на полигон:
- проведение с сотрудниками предприятий информационно-разъяснительной работы с целью ознакомления с правилами сбора отходов и вторичных материальных ресурсов;
- заключение договоров на передачу вторичного сырья со специализированными предприятиями, занимающимися переработкой и использованием данных видов отходов.
Система селективного сбора отходов позволит на 30 – 40 % снизить количество отходов, подлежащих вывозу на полигон, рационально использовать вторичные ресурсы.
В качестве основных направлений работ по управлению ТБО предлагается:
1. Совершенствование муниципальной нормативной правовой базы, обеспечивающей правовые и экономические условия деятельности и взаимоотношения участников процесса обращения с отходами на всех стадиях.
2. Определение приоритетов стратегии в развитии системы обращения с отходами.
3. Разработка и реализация инвестиционных проектов по обращению с отходами производства и потребления.
4. Проведение инвентаризации объектов образования, сбора, транспортировки, и размещения коммунальных отходов.
Финансирование мероприятий по санитарной очистке территории
сельского поселения
Ежегодно в бюджете сельского поселения предусматривать финансирование на благоустройство и санитарную очистку территории муниципального образования.